Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена меняющейся ролью некоммерческих организаций как части институтов гражданского общества в распределении общественных благ.
Современная система оказания общественных услуг построена на использовании прямого государственного регулирования в сочетании с рыночным механизмом.
Данное взаимодействие необходимо государству для эффективного производства общественных услуг, усиления воздействия положительных экстерналий, а также для поддержания экономически не обоснованных затрат, обеспечивающих цели социальной политики, сокращения негативного влияния на экономику отрицательных внешних эффектов процесса предоставления услуг.
В зависимости от использования различных критериев услуги могут быть разграничены по нескольким видам, в зависимости от степени развития рыночных отношений это: общественные услуги в чистом виде; частные услуги в чистом виде; смешанные услуги.
Роль НКО в этом процессе выглядит неоднозначной как в оценках экспертов, та и в статистических данных. В этой связи актуальным представляется изучение роли НКО в распределении общественных благ.
Целью работы является анализ роли НКО в предоставлении общественных благ.
Задачи работы основаны на цели и заключаются в следующем:
- рассмотреть сущность понятия НКО;
- проанализировать становление НКО;
- рассмотреть состояние, проблемы и перспективы развития роли НКО в предоставлении общественных благ.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, включающей две главы и четыре параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ НКО КАК ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
1.1. Понятие и сущность НКО
Вопрос об определении некоммерческой организации, или негосударственной неправительственной организации, - сложный, поскольку существует ряд различных определений в различных областях международного права. Общепринятого определения термина «неправительственная организация» в международном праве нет.
Каждая область права, которая «относится к НКО», дает свое собственное определение. Существуют разночтения на национальном уровне и законодательстве в понимании того из себя представляют неправительственные организации. Так, в России используется термин некоммерческая организация в том значении, которое обычно приписывается западными источниками НПО.
Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О некоммерческих организациях», «некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками» .
Также, Законом определяются цели создания НКО: «некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ».
Выделяется специальный тип НКО, социально ориентированные НКО: «социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации» .
Однако, как представляется, данное определение в большей степени учитывает российские особенности. Согласно другому определению, неправительственная организация - это некоммерческая группа, функционирующая независимо от любого правительства. Неправительственные организации организованы на местном, национальном и международном уровнях для достижения социальных или политических целей, таких как гуманитарные цели или защита окружающей среды .
Независимо от особенностей национального регулирования, неправительственные организации играют важную роль в международном развитии, помощи и благотворительности. НПО по определению некоммерческие, но могут иметь бюджеты от миллионов до миллиардов долларов каждый год. НПО полагаются на различные источники финансирования - от частных пожертвований и членских взносов до государственных взносов .
Говоря о достаточно всеобъемлющем и включающем все необходимые элементы, которые до сих пор охватывались разными определениями НПО, можно отметить, что неправительственная организация - это некоммерческая организация, которая не зависит от государств и международных правительственных организаций, не использует и не поощряет насилие и не имеет явных связей с преступностью, официально существует с уставом и демократической и представительной структурой, и обычно, но не обязательно, обладает статусом юридического лица в соответствии с национальным правом .
НПО действуют на местном, национальном и международном уровнях и обращаются к вопросам, которые варьируются от прав человека и экологической устойчивости до стихийных бедствий и экономического развития.
Это разнообразие затрудняет обобщение их целей и характеристик. Большинство, но не все, являются некоммерческими организациями. Хотя подавляющее большинство НПО не зависят от государственного контроля, некоторые получают финансовую поддержку со стороны правительства. Многие НПО дополняют эти деньги частными пожертвованиями или средствами международных организаций.
Хотя политические партии не считаются НПО, некоторые НПО представляют людей, которые не являются членами государства и поэтому действуют как квази-правительства.
Также необходимо уточнить различие между НПО и международными организациями. Согласно преобладающей теории международного публичного права, международная организация - это коллективный субъект, учрежденный актом между суверенными государствами и имеющий три характерных элемента: а) ее создание должно осуществляться на основании международного соглашения; б) иметь по крайней мере один руководящий орган с коллективной волей, отличной от воли государств-участников, и в) быть институтом, созданным в соответствии с правилами международного публичного права. Тот факт, что международные организации должны быть созданы по соглашению между субъектами международного права, сам по себе исключает включение в вышеуказанную концепцию других форм ассоциаций, которые не созданы в соответствии с международными правовыми актами, обычно называемых неправительственными организациями.
Можно выделить два основных направления интерпретации НПО: социологический подход и юридический подход. Первый основан на исследованиях социальных «игроков» и пытается уловить этот термин, исследуя состав и функции НПО в транснациональной сфере.
С другой стороны, юридический подход подчеркивает правовой статус НПО в национальном контексте, а также последствия для международного права.
Даже несмотря на то, что государства пытались регулировать и определять важные отношения в международном контексте, устанавливая конвенции и договоры, НПО еще не признаны государствами как обладающие международной правосубъектностью. Несмотря на многочисленные попытки дать определение НПО и кодифицировать их правовой статус, пока нет широко принятой международной конвенции о природе и праве НПО.
В отличие от государств и международных организаций, НПО не являются юридическими лицами международного публичного права. Как правило, они обладают правосубъектностью в соответствии с национальным законодательством государства, которое предоставляет им права личности и делегирует полномочия для продолжения их деятельности. Таким образом, его создание осуществляется национальным правовым актом без какой-либо коннотации акта, регулируемого международным публичным правом.
Здесь, возможно, имеет смысл попытаться использовать концепцию юридического лица в том виде, в каком она действует в международном частном праве, чтобы лучше объяснить правовой статус НПО как юридического лица в их контексте.
Универсальное признание юридического лица частного права будет зависеть от признания, предоставляемого правовой системой данной страны, которая будет страной его гражданства. В конце концов, юридическое лицо международного частного права должно вначале иметь правосубъектность, и личность может быть признана только государством, в котором оно было учреждено или где оно учредило свою штаб-квартиру. Это означает, что будут созданы узы национальности. Как только закон признает его, юридическое лицо также становится общепризнанным. Но его возможности в универсальном плане будут зависеть от возможностей, признанных страной его гражданства.
С формальной точки зрения, на глобальном уровне нет международно-правовых стандартов, регулирующих создание и статус НПО. Соответствующий закон - это закон государства, в котором базируется НПО, и это может вызвать проблемы в случае международной деятельности, поскольку национальные законы отличаются.
Следует принимать во внимание, что в отношении деятельности НПО, когда они учреждены в другой стране, отличной от своей национальности, им, возможно, придется выполнить дополнительные национальные требования, чем те, которые уже были выполнены. Таким образом, к его базовому признанию, универсальному и неизменному, добавятся местные требования. Следовательно, юридическое лицо рождается в соответствии с законом своей страны и развивается в соответствии с ним, т.е. НПО остаются по существу частными юридическими лицами, образованными в соответствии с национальным законодательством стран, в которых они учреждены, и регулируются им. Но проблемы могут возникнуть у НПО в международной сфере, когда, например, их деятельность выходит за пределы их национального государства происхождения .